Photo: Роман Шаленкин |
Мне очень везет. Я постоянно встречаю невероятно талантливых
людей. Тех, кто не боится рисковать, идет за мечтой и мотивирует. Помню, как
некоторое время назад, все мои друзья-фотографы, которые снимают на пленку,
стали отмечать в своих постах некий Lighthouse. Мне стало интересно, кто же не побоялся открыть
лабораторию сканирования, да еще и в Новосибирске – это казалось чем-то
невероятным! Основатель и владелец Саша оказался добрым и по-настоящему
увлеченным своим делом человеком. Он рассказал, почему так любит пленку, какие
трудности его подстерегали и что искренне ценит в людях.
С чего началось твое
увлечение фотографией? Почему твой выбор пал в сторону пленки?
Все началось с путешествий. По роду своей спортивной
деятельности я много ездил на соревнования, и мне хотелось запечатлеть всю ту
красоту, которую я видел вокруг. Сначала я снимал на цифровой фотоаппарат, но
со временем понял, что не добираюсь до этих гигабайтов фотографий. Тогда-то для
меня и началась эра пленочной фотографии. Еще большую роль сыграло то, что я
начал смотреть зарубежные фотоблоги и находить огромное количество воздушных
снимков. Потребовалось немало времени, чтобы я смог достичь желаемого
результата и максимально приблизиться к похожему объему и цвету на своих
снимках. В процессе этих поисков я перепробовал много разных камер и
объективов.
Photo: Александр Иванец |
А ты сразу стал
снимать на средний формат?
Да, я сразу понял, что узкая пленка не позволяет передать
желаемый объем, и обзавелся камерой среднего формата. Это была громоздкая,
студийная Mamiya RZ67,
и на нее было очень неудобно снимать, особенно где-то за рубежом. В поездках
помимо 20 кг инвентаря 10 кг фототехники казались тяжелой ношей! Я очень быстро
понял - это не та камера, о которой я мечтал. Первое время я снимал и на цифру,
и на пленку, но спустя год со мной осталась только пленка. У нее был нужный
объем, но так же большое количество брака из-за ручной фокусировки. Я начал
искать «волшебную» кнопку... Покупал, продавал, тестировал различные камеры...
И спустя год пришел к желаемому результату с Сontax 645, на которую до сих пор
снимаю. Тогда она стоила столько же, сколько топовая цифровая камера, к тому же
к среднеформатной камере нужны были пленка, оплата процессов проявки и
сканирования. Я понимал, что это очень дорогое удовольствие, но совмещать с
цифрой уже было сложно. Когда ты дублируешь на вторую камеру, не можешь
полностью погрузиться в процесс фотографирования, все время находишься где-то
посередине, какие-то самые выигрышные ракурсы могут остаться на цифре, а на
пленке больше зарисовки.
Photo: Александр Иванец |
То есть когда ты
снимаешь сейчас, то вообще не дублируешь на цифру? Когда, например, снимаешь
свадебную церемонию, никак не страхуешься?
Нет. Вскоре я начал пользоваться тем гибким ресурсом,
который дает пленка. Если в цифре какие-то моменты более критичны, что-то
выглядит некачественно - слишком светло или слишком темно, то пленка в этом
плане более лояльна. Хотя тоже есть пограничные этапы, где она уже необратимо
будет пересвеченна. Когда я стал уверен в том, что сниму качественно, перестал
дублировать. Хотя доля волнения присутствует и сейчас, потому что всегда
приходится снимать в разных условиях, и порой не знаешь, чего ожидать.
Photo: Александр Иванец |
Всегда ли есть
постобработка в твоих фотографиях?
Да, я обязательно обрабатываю. Раньше, в случае с цифрой,
мне порой приходилось сидеть месяцами, а времени на это не было. Я делал
какой-то процент снимков, но мне нужно было, чтобы съемка полежала, настоялась
как вино, а потом я возвращался к этим снимкам и начинал дорабатывать. Сейчас я
трачу гораздо меньше времени. Плюс пленки в том, что в нее заложены цветовые
профили, над которыми за тебя уже потрудились художники, какой-то оттенок и
цвет есть изначально. Твоя задача - найти нужную пленку, которая сделает
картинку теплее или холоднее. Лично я всегда выбираю более теплые оттенки.
Когда я увидел свои первые результаты на пленку, то понял, что мне не нужно
делать много изменений. Но, в любом случае, какой-то пост продакшн обязательно
должен быть, потому что условия съемки отличаются, где-то солнце больше
посветило, где-то оно теплее, где-то холоднее.
Photo: Александр Иванец |
Что тебе интересней
снимать – людей, природу, архитектуру или может животных?
Мне пришлось потратить несколько лет, пока я находился в
этом поиске. Я вдохновлялся снимками животных Ника Брандта - есть такой
пленочный фотограф, который живет в Африке и снимает преимущественно
черно-белые фотографии. Мне это нравилось, но не на моих снимках. Изначально
больше всего я тяготел к портретам и предметной съемке. Когда я снимал
предметы, старался оживить их. Каждый день мы пользуемся одними и теми же
вещами, например, ножом и вилкой, но даже не подозреваем, что у этих предметов
есть душа. Мне хотелось это показать. Что-то вроде психологических портретов предметов.
Это до сих пор остается моим любимым жанром. Я очень люблю снимать детали,
особенно руки и плечи. В них есть индивидуальность, которая заложена природой.
Photo: Александр Иванец |
Как ты считаешь,
должна ли одна фотография нести суть, или ее лучше передает серия?
Лично я всегда снимаю сериями. Наверное, потому что мне очень сложно найти тот самый снимок,
который бы раскрыл всю сущность объекта. Если это человек, то мне хочется
запечатлеть какие-то его действия.
Ты больше любишь
цветную или черно-белую фотографию?
Photo: Александр Иванец |
Цветную. Хотя черно-белая фотография, на мой взгляд, более
графична, она позволяет нам уйти от пестроты. Это и есть искусство, потому что
ты завязан только на сюжете и игре света. Недавно я обрабатывал фото из
Венеции, в которой я был летом, и там все вокруг красное, синее, зеленое,
голубое, поэтому очень легко отвлечься на эту «вкусную» картинку и потерять саму суть изображения. А в
портрете очень важно этот смысл не упустить, и поэтому так выигрышно смотрится
именно черно-белая фотография. Ее изначально нужно снимать черно-белой, потому
что она не сможет «выехать» на цвете, модель и свет сразу должны быть выстроены
верно.
Да. Я выходил в город рано утром, чтобы поймать немного
тишины, почувствовать, как город дышит, как в домах бурлит история. Я старался
заходить в те кварталы, где нет туристов, и просто наблюдать, чем живут
местные. Потому что сфера воды, кораблестроение, моряки - это моя стихия, а там
любой житель волей-неволей как-то связан с этим. Мне было интересно посмотреть,
как итальянцы друг друга приветствуют, как выпивают и общаются, ведь они очень
эмоциональные. Хотя хотелось бы увидеть Венецию лет так двести назад, во
времена ее расцвета.
Раз уж мы затронули
тему путешествий, скажи, любишь ли ты путешествовать? Есть ли места, где ты
мечтаешь побывать?
Photo: Александр Иванец |
Путешествовать я начал в 18 лет. Все началось с того, что я
переехал из Украины, где вырос, в Сибирь.
Что вообще заставило тебя переехать в Новосибирск?
Что вообще заставило тебя переехать в Новосибирск?
Меня пригласили выступать за команду по плаванию, и в 18
лет, когда бушует юношеский максимализм, я сел на самолет и прилетел в
Новосибирск. Тогда я считал себя очень взрослым и способным принимать подобные
решения. У нашей команды было очень много спортивных сборов и мероприятий, мы
постоянно летали за границу. Года через три я настолько проникся путешествиями,
что не мог даже месяца просидеть в городе. И я до сих пор стараюсь постоянно
совершать даже небольшие поездки, хотя такое редко случается, что я подолгу
нахожусь в одном месте. Мне особенно приятен сам момент сборов, осознание того,
что я куда-то еду. Когда мы приезжали в новое место, все начинали отдыхать и
готовиться, а я брал какой-то минимальный скарб и шел в город, заходил в
глубинку, смотрел, любовался и уже тогда фотографировал все это. Любовь к
путешествиям уже неизлечима.
Photo: Александр Иванец |
Я бы хотел побывать на том континенте, в Америке, но у меня
есть большая страсть к одному из мест, где я еще не был – Скандинавские страны.
Мне нравится их культура, а простота и минимализм меня притягивают.
Один из моих любимых городов – Париж. Я бы даже поставил его
на первое место. Я прожил месяц на юге Франции - в Марселе и почему-то считал,
что Париж – попсовое место. Мне никак не удавалось понять, чем он всех так
притягивает. И вот друзья взяли мне билет туда. Мы приехали около трех часов
ночи, и что меня поразило, а жил я в районе Монмартра – там стояли
афроамериканцы и, как в американских фильмах, грели руки, предлагали купить
сигарет. Я тогда подумал – вот он апогей романтики! Но на этом все не
закончилось. Мы поднялись к моему другу, он жил с женой и ребенком. Это оказалась
нормальная полноценная французская квартира, не больше восемнадцати квадратных
метров, включая ванную и туалет! Когда мы пришли, его жена с ребенком уже
спали, он показал мне, где я буду спать - можно сказать, на пороге. Я уснул, а
утром проснулся и смотрю – я просто в какой-то коробочке. Я довольно просто ко
всему отношусь, ведь чувства дома у меня нет уже давно из-за огромного
количества поездок, но я все равно был в шоке, как можно жить тут, да еще и с
маленьким ребенком. Зато я увидел Париж совсем по-другому, изнутри, и понял,
каким магнетизмом он обладает. Мы катались по городу на мотороллере, много
гуляли, и город влюбил меня в себя.
Photo: Александр Иванец |
Где бы ты хотел завтра проснуться, если бы можно было выбрать любое место на планете?
У себя дома.
Вернемся к фотографии. Расскажи, как ты решил открыть лабораторию. Как все началось, и почему ты решил этим заниматься? Как ты нашел своих первых клиентов? Как не побоялся нести людям такое дело, ведь наверняка многие тебя не понимали?
У себя дома.
Вернемся к фотографии. Расскажи, как ты решил открыть лабораторию. Как все началось, и почему ты решил этим заниматься? Как ты нашел своих первых клиентов? Как не побоялся нести людям такое дело, ведь наверняка многие тебя не понимали?
Я вынашивал идею открыть свою лабораторию несколько лет.
Началось все с того, что я искал место для сканирования собственных снимков, но
не мог найти подходящего. Когда я все это начинал, люди вообще не понимали,
зачем я снимаю на пленку. Все думали, что это давно кануло в лету. Спасало, когда я говорил, что в журнале Vogue 80% снято на пленку.
Так как наши лаборатории не давали должного качества,
приходилось все фотографии серьезно дорабатывать. Ситуация с отправкой в
западные лаборатории осложнялась тем, что тогда из России можно было отправлять
максимум пять катушек пленки. Когда я копнул немножко глубже, оказалось, что оборудование, на котором
работают на Западе, есть и у нас.
Photo: Александр Иванец |
У меня нет технического образования, но страсть добиваться цели и идти вперед, не смотря ни
на что, осталась еще со спорта. Моей задачей номер один было делать такие же
снимки. И тогда я начал терроризировать местные лаборатории. Скоро я стал вхож в одну из них и попробовал
сканировать сам. Тогда я понял, что машина чуда не делает, главное – работа
фотографа. Посредством брака я шел к нужному эффекту, потому что тогда
доступной литературы о том, как снять «fine art», не было. Через какое-то время я докупил недостающие детали
для сканирования широкой пленки, но в этой лаборатории не хватало программного
обеспечения. Мне пришлось искать другую, и я нашел ее. Я пытался убедить
руководство, что сейчас такая фотография – тренд, был даже готов курировать и популяризировать
это направление. Они отказались, но разрешили пользоваться их мини лабом за
символическую цену.
Через какое-то время мне написал Максим Колибердин и
спросил, где я сканирую. Когда я сказал, что сам, он не мог поверить. Затем мне
стали писать и другие фотографы. Тогда уже я знал о лабораториях практически
все и мог направить их в ту или иную лабораторию, потому что сам еще не мог брать на себя эту
ответственность.
Photo: Александр Иванец |
Конечно, для открытия любого бизнеса нужен стартовый
капитал, которого у меня не было. В этом мне помогли друзья. Первым моим
клиентом стала Лена Кожина, она прислала мне пять пленок в июне прошлого года.
Потом я начал работать с нашими фотографами - Дуэтом Postscriptum и Юлей Волк. В июне у меня
был только один клиент, в июле – уже четыре, а в августе - около пятнадцати.
Тогда это казалось мне вершиной, потому что у меня даже не было бизнес-плана. Сначала
их количество пленок было не таким огромным, но главное, что мы зазвучали!
Все топ фотографы пишут – ищите свою лабораторию, потому что
человек, который сидит за сканером, делает все на свой вкус. Это решающий
момент, потому что он делает либо теплее, либо холоднее – как ему больше
нравится. Лаборатория Photo vision,
в которой сканируется Эрик Маквей (Erich
McVey), для меня – идеал, потому что они делают все снимки теплыми.
Когда стали появляться клиенты, кто-то оставался с нами,
кто-то уходил. Моей задачей было сделать сканирование в России доступным, и я
поставил цену вдвое ниже, чем в Штатах и Европе. После заказа я всегда готов
проделать работу над ошибками, стараюсь написать фотографу, на что стоит
обратить внимание.
Сколько человек в
твоей команде?
Photo: Александр Иванец |
У меня уже есть небольшой штат. Еще два сотрудника. Моя
задача сейчас – выйти на европейский рынок. Для европейцев цена является
немаловажным фактором, а у нас она действительно ниже. Так что сейчас хотим
сделать сайт и запустить его на двух языках.
Скажи, почему
логотипом стал маяк?
Мой блог называется «Light and place». Эти понятия – свет и место – мне очень близки. А
изображение маяка вселяет какую-то теплоту и добро. Я даже сейчас точно не
вспомню, почему мне пришло в голову назвать все именно маяком. Это случилось, когда
я уже заказал оборудование, пересмотрел
названия многих лабораторий и решил – пусть будет маяк. Красиво звучит и
красиво пишется.
Photo: Александр Иванец |
Были ли моменты,
когда ты хотел все бросить и сдаться?
Да, конечно. Но, когда ты выходишь на определенный уровень,
то уже должен идти дальше. Делая этот шаг дальше, ты должен развиваться, общаться
с людьми и успевать отдавать заказы, на которые у тебя есть определенный
отрезок времени. На протяжении трех месяцев я находился в жутком стрессе, у
меня было эмоциональное истощение. С одной стороны, требования ко мне были
высокие, нужно было многое реализовать, а, с другой стороны, я сам все это
взвалил на свои плечи. В какой-то момент я подумал – зачем? Вдруг не пойдет? А
у меня уже подписан договор аренды на год, который нужно оплачивать. Хорошо,
если у тебя материальная база огромная, можно рискнуть – не пошло и ладно, не
одно, так другое. В моем случае пути назад не было, и это давалось тяжело.
У меня есть еще один
вопрос о фотографии. Если бы у тебя остался всего один кадр в жизни, что бы ты
снял?
Какие качества ты
ценишь в людях? И какие свои качества считаешь лучшими?
В первую очередь, ценю профессионализм. В любой сфере. Если
ты позиционируешь себя, как профессионал, то должен быть подкован в этом.
Еще ценю доброту и открытость. Мне непонятно, когда люди
пытаются что-то скрыть или утаить.
Я очень люблю талант. Людям, у которых талант внутри, не
нужно это афишировать, они могут быть очень простыми. Если человек талантлив, будь
он палеонтолог, археолог или ученый любой сферы, он сможет тебя заинтересовать
своим делом. Когда люди пытаются найти оправдание тому, что они сделали или не
сделали, это следствие того, что им чего-то не хватило. Они начинают искать это
в окружающих, но искать всегда нужно в себе.
Photo: Александр Иванец |
Своим плюсом я считаю коммуникабельность, вернее даже
любознательность. Мне интересно, чем живет народ. К примеру, я могу ехать в поезде и разговориться с
шахтерами. Расспросить их, чем они живут, с каким оборудованием работают, как
добывают, куда продают и зачем вообще это делают. Кто у них родственники,
привлекли ли они к этому своих детей или, наоборот, не стали. Это как читать
книгу, только интереснее, потому что людям есть, что сказать. Это целое
искусство найти в человеке его изюминку. И это совсем не обязательно должны
быть люди из творческой сферы. Интересным собеседником может оказаться даже
сварщик.
Что или кто тебя
вдохновляет по жизни? Может, есть какие-то любимые книги, места, фильмы, люди?
Вдохновение я ищу в фильмах. Когда смотрю кино, то
обязательно слежу за светом, ведь фотография – это и есть игра света. Над
фильмом всегда работает огромная команда. Это такой живой организм, который
идет к единой цели. В первую очередь я смотрю на картинку и свет, и как это можно
реализовать в жизни. Даже иногда делаю стоп-кадры, фотографирую и пытаюсь потом
повторить увиденное.
Какие твои любимые
фильмы?
Photo: Александр Иванец |
Сложно выделить какой-то один. Мне нравятся драмы. По
картинке мне близки Звягинцев и Быков.
А из западных?
«Окно во двор» Альфреда Хичкока 1954 года.
У тебя есть любимый литературный герой?
Да, Эраст Фандорин.
У тебя есть любимый литературный герой?
Photo: Александр Иванец |
Что касается фотографии, каждое свое утро я начинаю с
просмотра западных фотоблогов.
И какой нравится
больше всего?
Наверное, на первом месте Oncewed.
Что самое
удивительное случалось с тобой в жизни?
Открытие лаборатории! Сейчас это точно одно из самых ярких
событий. Хотя у меня даже нет времени остановиться, отдышаться и посмотреть на
все это со стороны.
Везет
тем, кто сам везет. Мне всегда мама говорит, что «дорогу осилит идущий». Это из
Библии. Стоит пробовать, тем более в нашу эпоху, когда столько всего разного и
интересного! В Штатах таких ребят, которые не боятся и делают, гораздо больше.
У нас часто не хватает вкуса или еще чего-то, хотя в последние несколько лет
ощущается сильный творческий бум. Мне очень приятен тот момент, что мы открылись
именно здесь, в Сибири. Это энергетически особенное место.
Photo: Александр Иванец |
Твой девиз по жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий